Пресс-служба Исполкома Гагаузии (Гагауз Ери) для: Agentia de presa BASA-press

 

1. В ответ на ваш вопрос об основаниях, на которых Исполком Гагаузии оспорил референдум, Пресс-служба Исполкома считает необходимым кратко напомнить историю развития событий:

"В начале февраля группа депутатов Народного Собрания Гагаузии во главе с Кристиогло И.П. 13 февраля 2002 года провели совещание. В нарушение ст.55 Уложения (Основного закона) Гагаузии и Регламента Народного Собрания Гагаузии данная группа депутатов попыталась придать проводимому ими совещанию статус заседания Народного Собрания Гагаузии, на котором Центральной избирательной комиссии Гагаузии были незаконно приданы функции Центральной комиссии Гагаузии по проведению Референдума Гагаузии.

В соответствии со ст.55 Уложения (Основного закона) Гагаузии, ст.10 и ст.11 Регламента Народного Собрания Гагаузии исполнению подлежат только постановления, принятые Народным Собранием Гагаузии и подписанные Председателем Народного Собрания Гагаузии или же по его поручению одним из его заместителей. В соответствии с Законом Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)” решение об отстранении от должности Главы Гагаузии принимается двумя третями избранных депутатов Народного Собрания Гагаузии. Данное требование Закона депутатами народного Собрания Гагаузии было проигнорировано.

Группа депутатов Народного Собрания Гагаузии в нарушение ст.55 Уложения (Основного закона) Гагаузии и статей 10 и 11 Регламента Народного Собрания Гагаузии, присвоив себе незаконно властные полномочия, дезорганизуют работу государственных органов власти и Управления.

Башкан выносит постановление, в котором говорится: "В соответствии с частью 13 статьи 51 Уложения (Основного закона) Гагаузии, которая гласит, что к компетенции Народного Собрания относится: “Назначение и проведение местного референдума по вопросам, отнесенным к компетенции Гагаузии”, и на основании письма председателя Народного Собрания за № 51 от 14 февраля 2002 года, в котором говорится, что Народное Собрание не принимало никаких Постановлений по проведению референдума на территории Гагаузии, - постановляю:

Во всех средствах массовой информации Гагаузии запретить проведение агитации по проведению референдума на территории Гагаузии".

Однако, некоторые местные советы под влиянием и нажимов депутатов Парламента Республики Молдова от мажоритарной фракции ПКРМ принимают решения об образовании окружных избирательных советов и об открытии избирательных участков по проведению референдума Гагаузии, чем превышают свои полномочия, определенные законодательством Гагаузии.

Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии Гагаузии Петров И.И. и Ганя Л.Ф., вместе с другими членами ЦИК Гагаузии, образованной Постановлением Народного Собрания Гагаузии №202-ХХII/II от 12 октября 2001 года для проведения выборов депутата Народного Собрания по избирательному округу №6 города Чадыр-Лунга, советников сельского совета села Кириет-Лунга и примара села Казаклия, необоснованно присвоили себе полномочия Центральной избирательной комиссии Гагаузии по проведению референдума Гагаузии. Полномочия ЦИК Гагаузии, образованной вышеуказанным Постановлением Народного Собрания Гагаузии, истекли после проведения выборов в городе Чадыр-Лунга, селах Кириет-Лунга и Казаклия 18.02.2002 года.

Ни одного Постановления Народного Собрания Гагаузии по отстранению Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности и назначению даты проведения референдума по отстранению от должности Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности не опубликовано в “Бюллетене официальных документов Гагаузии”, как того требует Закон Гагаузии “О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов” №33- ХХII/I от 11.09.1998 г.

Кроме того, часть 3 статьи 70 Уложения (Основного закона) Гагаузии (Гагауз Ери) определяет, что порядок проведения референдума по отстранению Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности устанавливается местным законом. В законе АТО Гагаузия “О референдуме” №47-ХLII/I от 19 мая1999 года не определен порядок проведения подобного референдума, следовательно, без выполнения требований части 3 статьи 70 Уложения (Основного закона) Гагаузии референдум по данному вопросу проводить невозможно.

Данные незаконные и антиконституционные действия части депутатов Народного Собрания Гагаузии, советников местных Советов и некоторых примаров Гагаузии продолжают нагнетать и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Гагаузии, что квалифицируется Уголовным кодексом Республики Молдова как преступление против порядка управления.

В соответствии с вышеизложенным, внимание депутатов Народного Собрания Гагаузии, примаров и советников населенных пунктов Гагаузии было обращено на необходимость строгого соблюдения законов – основы существования и дальнейшего развития нашей Автономии.

Прокурору Гагаузии Лейчу Г.Г., в соответствии с его полномочиями, было поручено пресекать любые попытки нарушения постановлений Башкана Гагаузии №4 от 17 февраля 2002 года и №5 от 18 февраля 2002 года, разъясняя всем руководителям органов государственной власти и управления, государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений и организаций, что ст.2031 Уголовного Кодекса Республики Молдова предписывает, что действия лиц, активно препятствующих выполнению требований Конституции республики Молдова и других законов Республики Молдова (в данном случае – Закона Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”) путем открытого гражданского неповиновения, а равно подстрекающие других лиц к таким действиям, образуют состав преступления и влекут за собой уголовную ответственность…"

Как видите, оснований для признания референдума незаконным более, чем достаточно.

2. В ответ на ваш следующий вопрос - об оценке последствий конфронтации, возникшей после спорного референдума - считаем своим долгом заявить:

Во-первых, о какой конфронтации можно говорить, когда, даже по данным инициаторов "референдума" на избирательные участки пришло менее 18 процентов потенциальных избирателей? Да и сколько из них проголосовали "за" - тоже еще вопрос… Тема якобы возникшей "конфронтации" надумана, реальная ситуация скрывается за "железным занавесом" информационной блокады, созданным властной цензурой Молдовы. И, увы, в ответ на нетерпеливый вопрос официального Кишинева о "возникновении конфронтации" - гагаузы вынуждены, как в известном анекдоте, разочаровать столичные власти: "Не дождетесь!"

Во-вторых, после стольких обращений, постановлений и официальных информаций от руководителей Гагаузии, от Исполкома, от Народного Собрания, от их пресс-служб, от общественных организаций Автономии о ситуации с т.н. "референдумом", как можно называть референдум спорным? Если всему миру уже понятно, что он не "спорный", а НЕЗАКОННЫЙ! На наш взгляд, отсутствие у вашего уважаемого агентства полной информации по этому вопросу как раз и свидетельствует, что "железный занавес" перед свободной молдавской прессой власти поднимать не спешат…

3. В ответ на вопрос о нашем видении выхода из кризиса и о том, кто мог бы взять на себя роль "третейского судьи", можно отметить следующее:

Все посетившие в последнее время Комрат и Кишинев представители международных организаций уже высказались в поддержку позиции руководства Гагаузии.

Впрочем, так ли уж необходима нам помощь в этой дискуссии от какой-либо третьей стороны? Хочется верить, что Кишинев прислушается, наконец, к предложению руководства Гагаузии начать встречи и консультации на высшем уровне, о чем было сказано в последнем открытом письме Башкана Гагаузии Д. Кройтора Президенту В. Воронину.

С надеждой на вашу объективность и на помощь в правдивом освещении реальной ситуации в Гагаузии, с уважением

Пресс-служба Исполкома Гагаузии (Гагауз Ери)

Сайт управляется системой uCoz