Адрес этой страницы: www.sos-gagauz.narod.ru

E-mail: sos-gagauz@mail.ru

Народный фронт спасения Гагаузии

SOS ! SOS ! SOS !

РЕСПУБЛИКА В ОПАСНОСТИ !!!

маленький народ на грани большой катастрофы

Мнение депутата Народного Собрания Гагаузии А. Кочанжи:

ПЕРЕВОРОТ

(Кризис власти отбросит нас с вами еще на несколько лет назад)

Тридцать первого января 2002 года состоялась сессия Народного Собрания Гагаузии. По сути дела, это была не сессия, а спланированный по определенному сценарию переворот. Начало дестабилизации обстановки в регионе, видимо, кому-то выгодно. Первая попытка поменять руководство Народного Собрания была предпринята еще в декабре прошлого года. Однако, благодаря присутствию примаров населеннх пунктов региона, она не удалась. Но выводы были сделаны и ошибки учтены.

И вот, на этот раз, инициативная группа депутатов предложила специальную сессию провести в закрытом режиме. Они попросили всех примаров, а также представителей средств массовой информации, покинуть зал. Зачем нужно было проводить это заседание за закрытыми дверями? Что надо было утаивать, если обсуждался вопрос – “О результатах проверки Счетной палатой Республики Молдова и Счетной палатой Гагаузии деятельности Исполнительного комитета Гагаузии по рациональному использованию публичных финансов и материальных средств в период за 1999-2001 г.г.”?

Все очень просто! Им не нужны оппоненты во время сессии, ведь так легче говорить все, что хочешь!

Я не раз пытался убедить своих коллег, что этого делать не надо. Разве примаров, жителей Гагаузии, которых бы проинформировали газеты, радио и телевидение, не интересует этот вопрос? Думаю, даже очень. Но вся беда в том, что инициативная группа в конце сессии, конечно, незаконной, даже поручила комиссии по средствам массовой информации проконтролировать всю информацию, которая будет направлена в газеты, радио и на телевидение, дабы не было искажения фактов. Уважаемые господа! Неужели возвращается 1938 год периода Советского Союза?!

Не хочу, чтобы меня привратно поняли. Я не защищаю исполком Гагаузии – он заслуживает упреков. И, выступая на сессии, я отмечал многие ошибки и недостатки в его работе. Конечно, нужно бы заменить некоторых начальников управлений, которые игнорируют решения Народного Собрания, алчно стремятся к власти, деньгам и забывают, что призваны, в первую очередь, заботиться о благе и нуждах народа Гагаузии.

Но, чтобы выразить недоверие Башкану и всему исполкому Гагаузии, я считаю, это слишком крутое решение, а, главное, - незаконное! Но только не для группы депутатов, которые его выдвигали. Для них это – определенный политический трюк. И, именно в этот сложный для Молдовы период, в связи с реорганизацией уездов, во взаимоотношениях между Приднестровьем и Гагаузией, они своими действиями ведут к дестабилизации в нашем регионе, дабы показать, что местная власть во всем виновата.

Предполагаю, каким будут следующие действия этой группы депутатов: на ближайшей сессии Народного Собрания они попытаются переизбрать Президиум, и назначить туда лояльных Кишиневу депутатов, таким образом нейтрализовать М. Кендигеляна. А далее – по тому же сценарию: выносят решение, что Гагаузия идет на выборы вместе со всей республикой, игнорируя местный закон, во всем угождая Кишиневу и, вполне возможно, придется распускать исполком и Народное Собрание.

Прошедшая сессия – незаконная, так как необходимо две трети голосов. Однако решение сессии Народного Собрания означает, что по закону через месяц, уважаемые граждане, необходимо будет проводить референдум по всей автономии, дабы спросить у вас разрешения дсрочно переизбрать Башкана. Кроме того, если мы вообще пойдем весной или летом этого года на эти досрочные выборы вместе с Молдовой, придется также переизбирать и всех советников на местах. А где, спрашивается, сейчас брать столько средств на эти мероприятия? Разве есть они в бюджете лишние? По нашему закону эти выборы в Гагаузии должны пройти через 2 года. Есть ли необходимость нарушать закон, проводя сейчас эти выборы и тратя огромные средства на эти цели, когда и так тяжело с выплатой зарплат, пенсий? Делать это из-за того, что некоторых нынешних советников или примаров не устраивает нынешняя власть?!

Меня очень волнует вопрос, к чему приведет эта дестабилизация в Гагаузии? В первую очередь, она затормозит инвестиции. Многие из вас знают, что в Чадыр-Лунге турецкая фирма открыла фабрику по выработке трикотажа, а напряженная обстановка в регионе может затормозить также запланированный ввод в эксплуатацию еще двух фабрик в Вулканештах и Комрате, дав возможность открыть новые рабочие места, ведь в Чадыр-Лунге уже трудоустроены более 300 человек. Два года подряд мы получали гуманитарное дизтопливо из турецкой республики, надеялись на него и в перспективе. А в период кризиса Турция задумается – нужно ли это делать? Конечно, много вопросов возникает по распределению этого топлива, но пусть турецкая сторона сама удостоверится – куда оно пошло. Низкий поклон народу и руководству Турции. Я мскренне благодарен им за такую огромную помощь и верю, что, не взирая ни на что, ни на какие кризисы, Турция продолжит помогать Гагаузии.

Скоро начнутся весенне-полевые работы. Надо будет пахать и сеять, а мы с вами будем заниматься выборами? Может это специально делается – чтобы мы упустили сроки сельхозработ?! Это вопрос к размышлению! Ведь в прошлом году, наконец-то, было в Гагаузии все вспахано и посеяно. Завидно, что ли, кому-то?

Уверен, что кризис власти отбросит нас с вами еще на несколько лет назад. Как сложно выйти из этого положения – можно убедиться даже на примере Республики Турции. Это огромная страна, но ей очень сложно сейчас.

И еще одно! Будет обидно, если при такой дестабилизации не исполнятся многие задуманные планы руководства Гагаузии, направленные на улучшение экономического и социального положения нашей автономии!

Я уверен, что данная дестабилизация нужна для того, чтобы показать всем: “Ах, какой в Гагаузии кризис власти!”. Хотя, именно сейчас Башкан и Председатель Народного Собрания нашли понимание друг с другом и настойчиво добиваются уважения и закрепления статуса Гагаузии в законах Молдовы. Ведь за 10 лет Молдова так и не поняла, что Гагаузия состоялась и необходимо конституционное ее закрепление и общая работа во благо государства.

Обратите внимание на Закон “Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова”. Это новый закон, который промульгирован Президентом 25 января 2002 года. Во второй главе его (“Административно-территориальные единицы”) четко сказано:

“ст.4.1. Территория республики Молдова в административном отношении подразделяется на административно-территориальные единицы: районы, города и села. (А где же автономия? – А.К.)

ст.4.3. Особый статус автономии населенных пунктов левобережья Днестра и некоторых населенных пунктов юга страны устанавливается органическими законами в соответствии со статьей III Конституции Республики Молдова”. (О каких населенндых пунктах юга страны идет речь, когда с декабря 1994 года есть автономия?! – А.К.)

А чтобы вам легче было разобраться, скажу, что и в III статье Конституции сказано точно так же, как и в ст.4.3. вновь принятого Закона “Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова”. Хочу спросить у моих земляков: неужели так коротка наша память? Я очень верю в мудрость своего народа.

Прошу интеллигенцию и всех людей доброй воли, кому дорога Гагаузия, высказать свою позицию по сегодняшнему моменту.

Как это низко и гадко, когда партии и личности, ради своих амбиций, идут на разные подлоги и ухищрения для завоевания власти и забывают, что, кроме власти и денег, есть – НАРОД!

ДЕПУТАТ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ ГАГАУЗИИ А. КОЧАНЖИ

Сайт управляется системой uCoz