20

февраля

Гагаузия – экран событий = С Р О Ч Н О =

С больной головы – на здоровую…

или как в очередной раз МИД сделали козлом отпущения

Властитель всея Молдова В. Воронин, властью данной Ему самим собой, принудил Министерство иностранных дел РМ к кривлянию душой перед своими иностранными коллегами по ситуации в Гагаузии. Молдавские дипломаты-профессионалы прекрасно знают и в душе разделяют принципиальную позицию дипкорпуса и международных организаций Европы по вопросу беззакония, введенного в РМ в ранг внутренней политики, но еще не набрались гражданского мужества (как, к примеру, Конституционный Суд) перечить Барину. Как говорится – назвался груздем, полезай в кузов.

Поставленный в очередной раз в позу козла отпущения, МИД РМ, что называется, отомстил заказчику почти в открытую. Отказавшись от обычной практики брать огонь на себя, МИД при каждой констатации заведомой лжи тут же прибавлял истинного ответчика за внутригосударственный беспредел – руководство Республики Молдова.

Можно представить себе раздражение и торопливость исполнителей заявления МИД РМ и естественное стремление руководителя этого ведомства поскорее избавиться от “грязной” бумажки, когда сталкиваешься с откровенным дипломатическим ляпом. Специалисты знают, что выражение “Кишинев (Республика Молдова и т.д.) приветствует решение руководства…” применяется по отношению к иностранным государствам или субъектам федерации (конфедерации). Кишинев (в контексте заявления МИД РМ) поспешил признать Гагаузию в качестве одного из вышеизложенных юридических лиц без согласия самой Гагаузии, руководство которой неоднократно заявляло о том, что не мыслит себя кроме как - автономным территориальным образованием в составе Республики Молдова. По крайней мере, – пока.

Комрат, со ставшей привычной уже реакцией теннисиста, ответил мгновенно:

З А Я В Л Е Н И Е

руководства Гагаузии

19 февраля 2002 года в правительственной газете “Независимая Молдова” опубликовано заявление Министерства иностранных дел Республики Молдова.

В связи с появившимся Заявлением руководство Гагаузии официально ЗАЯВЛЯЕТ:

Данный документ не только отражение позиции МИД Республики Молдова, но и является официальной позицией высшего руководства страны в лице Президента, Парламента и Правительства Республики Молдова, что непосредственно подтверждается самим текстом Заявления (в частности: “Руководство Республики Молдова…”, “Молдавские власти…”, “Правительство Республики Молдова…”, “Кишинев приветствует…”).

Министерство иностранных дел Республики Молдова подтверждает обострение ситуации в Гагаузии. В то же время, внешнеполитическое ведомство Республики Молдова пытается необоснованно перенести ответственность за обострение ситуации в Автономии с высшего руководства страны на отдельных должностных лиц Гагаузии.

Причины дестабилизации общественно-политической ситуации в Гагаузии, оценка их со стороны международных организаций, дипломатических представительств, СМИ разных государств мира, МИД Республики Молдова видит лишь в нестабильности внутри самой Гагаузии. В заявлениях официального Кишинева, спустя неделю после попытки организации государственного переворота в Гагаузии не без участия центральных властей говорится о том, что разногласия во властных структурах Гагаузии преодолеваются, якобы, демократическим и законным путем.

Заявление руководства Республики Молдова, искажающее истинную ситуацию в Автономии, что подчеркивали представители практически всех международных организаций, свидетельствует о том, что официальный Кишинев лишь на словах остается верным стандартам Совета Европы, а так же самому закону Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”, гарантом безусловного выполнения которого декларативно остается Республика Молдова уже более семи лет.

Пока Республика Молдова не станет истинным гарантом прав и полномочий Гагаузии, мы не допустим нарушения закона Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)” и защитим его.

Руководству Республики Молдова необходимо знать, что в соответствии с Законом Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)” решение об отстранении от должности Главы Гагаузии принимается двумя третями избранных депутатов Народного Собрания Гагаузии, что данное требование Закона депутатами народного Собрания Гагаузии было проигнорировано.

В этом же Заявлении внешнеполитическое ведомство Республики Молдова, свидетельствует о том, что признает Гагаузскую Автономию субъектом международного права, когда говорит о том, что “Кишинев приветствует решение… провести 24 февраля с.г. референдум”.

Руководство Республики Молдова, наверное, осознает всю ответственность и последствия своего призыва к населению Гагаузии о проведении, в нарушение действующего законодательства и страны и Гагаузии, неотъемлемой частью которой она является, незаконного референдума 24 февраля 2002 года, тогда как нет ни Постановления Народного Собрания Гагаузии по данному вопросу, ни четко сформулированного вопроса, выносимого на референдум, ни Закона “О референдуме” по отстранению Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности.

Этим Заявлением фактически признаются:

    1. Нежелание руководства Республики Молдова учитывать мнение и оценку общественно-политической ситуации международными организациями как в Гагаузии, так и в самой Республике Молдова;
    2. Занятая руководством Республики Молдова позиция по устранению законно и демократически избранного руководства Гагаузии;
    3. Необходимость неотложного и безусловного исполнения обязательств Республики Молдова в целях недопущения дальнейшей эскалации и без того взрывоопасной общественно-политической ситуации в Гагаузии и в Республике Молдова в целом.

Руководство Гагаузии, озабоченное сложившейся ситуацией в Автономии и вокруг нее, выражает надежду на наличие доброй воли у руководства Республики Молдова в целях недопущения дальнейшей эскалации и без того взрывоопасной общественно-политической ситуации в Гагаузии и в Республике Молдова в целом.

Глава (Башкан) Председатель Народного

Гагаузии (Гагауз Ери) Собрания Гагаузии

Д.В. Кройтор М.В. Кендигелян

 

Явным ударом ниже пояса по престижу Молдовы явилась и пресс-конференция представителей специальной комиссии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, побывавших в Гагаузии для проверки законности инициированного руководством РМ референдума, а также для оценки сложившейся ситуации в Автономии:

Международные организации признали проведение

референдума в Гагаузии незаконным

(по материалам “Инфотаг” и “Reporter.md”)

“Проведение референдума в Гагаузии противоречит ряду законодательных актов и даже в случае проведения он может считаться легитимным. В сложившейся ситуации проведение референдума будет означать пренебрежение принципами правового государства и может привести к новой дестабилизации положения в регионе”, - заявил в ходе состоявшейся 20 февраля пресс-конференции вице-президент Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) Явуз Милдон.

Выступая перед журналистами, он отметил, что даже если референдум в Гагауз Ери состоится, Башкан автономии не будет исключен из состава членов КМРВСЕ, а в случае назначения нового главы края, со стороны Конгресса не последует признания его полномочий. Явуз Милдон подчеркнул, что в ходе ближайшего заседания Конгресса будет обсуждаться ситуация в Гагаузии. Кроме того, он проинформировал, что Совет министров Совета Европы также высказал интерес к происходящим на юге Молдовы событиям, поэтому в ходе завтрашнего заседания данный вопрос будет рассматриваться.

Вице-президент КМРВСЕ заявил, что в случае проведения референдума со стороны этой организации, специально для правительства Молдовы, разработает ряд рекомендаций. Он подчеркнул, что правительство Молдовы будет вызвано в Страсбург для объяснения происходящего, так как, будучи членом СЕ, оно взяло на себя обязательство о соблюдении Европейской Хартии по местному самоуправлению. Проведение же референдума противоречит пунктам Хартии.

Явуз Милдон выразил мнение, что обвинения в адрес Башкана Гагауз Ери должны рассматриваться компетентными органами, а не посредством голословных нападок. Что касается действий и принятых решений оппозиционной группы депутатов Народного Собрания Гагаузии, господин Милдон охарактеризовал их как противоречащие ряду законодательных актов Гагаузии и Молдовы.

Члены делегации Конгресса приветствовали решение конституционного Суда Молдовы, который объявил во вторник неконституционным решение парламента о проведении досрочных местных выборов 7 апреля. “Это решение соответствует рекомендациям наших экспертов”, - заявили они.

Решимость мировой общественности ближнего и дальнего зарубежья защитить права нашего, пусть даже маленького, народа подтверждается и неослабляющимся вниманием журналистов к событиям в нашей Автономии:

ОБЗОР МОЛДАВСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ

(по материалам агентства “В мире новостей”)

События, происходящие в Гагаузии, продолжают привлекать к себе внимание многих органов молдавской и зарубежной печати. Авторы публикаций едины в одном: на гагаузский народ кишиневские власти оказывают сильное давление с целью низвергнуть любыми средствами Башкана автономии Д. Кройтора, а затем - Председателя Народного Собрания М. Кендигеляна и некоторых других депутатов. Это ближайшая задача Президента Молдовы В. Воронина, отмечают журналисты.

А в перспективе речь идет о ликвидации гагаузской автономии. В этом кишиневским властям активно помогают некоторые депутаты-гагаузы Народного Собрания и Парламента Молдовы, руками которых деструктивные силы республики пытаются навести в крае свой особый порядок. После свержения законно избранных руководителей Гагаузии на их место будут поставлены марионетки, которые слепо будут выполнять волю Президента В. Воронин, который спешит навести железный порядок в Гагаузской автономии до решения конфликта в Приднестровье, чтобы гагаузы не претендовали на участие в решении судьбы будущей Молдовы, а были лишь простыми пешками в руках В. Воронина.

Кишиневская газета “Новое время” пишет, что руководство Молдовы формирует в Гагаузии “пятую колонну” с целью ликвидации автономии. Президент Молдовы не хочет иметь такого настойчивого руководителя автономии как Дмитрий Кройтор. Руководство страны лишь на словах декларирует, что пытается решить существующие проблемы автономии. Президент Воронин может дождаться того, что его не будут пускать не только в Тирасполь, но и в Комрат. При таком правлении у Воронина есть шанс стать “невыездным” и превратиться в президента Кишинева, язвительно замечает журналист. Акт Счетной палаты Молдовы – лишь повод. Причина – желание Президента Воронина укрепить властную вертикаль, добиться всеми путями установления авторитарного режима.

Другой кишиневский еженедельник “Коммерсант Плюс” в одном из своих последних номеров событиям в Гагаузии отводит две полосы. В аналитической статье “Президент – вдохновитель крестового похода против гагаузской администрации” подчеркивается, что власти, не решив приднестровскую проблему, открыли новый опасный фронт, на сей раз, на юге Молдовы против гагаузов. Счетная палата превратилась в мощную дубину борьбы молдавского царя со своими политическими оппонентами. У Президента В. Воронина уже окончательно выработался двойной стандарт на происходящие события в жизни молдавского государства. Он делит граждан Молдовы на своих и чужих. Земляк Президента и его ближайший партийный соратник, согласно документам Счетной палаты, незаконно израсходовал на посту министра транспорта Молдовы несколько десятков миллионов долларов внешнего кредита. Указом главы государства недавно он был назначен Первым вице-премьер министром. А Башкана Д. Кройтора за недоказанные судом нарушения Воронин пытается антизаконно снять с работы, - пишет газета.

Внимательно следят за развитием событий в Гагаузии в России и во многих странах Западной Европы. Российская “Независимая газета”, например, считает, что кишиневские власти решили повторить в Гагаузии сценарий 1990 года. Тогда сплоченность и твердость гагаузского народа в отпоре действиям авантюриста Мирчи Друка сорвали планы деструктивных сил, - утверждает газета. Удастся ли на этот раз гагаузам сплотиться и дать отпор незаконным действиям государственных структур Кишинева, использующих в своих неблаговидных целях группу депутатов-гагаузов? – задается вопросом российский журналист. По его мнению, гагаузы сумеют не допустить 24 февраля проведение антиконституционного референдума в Гагаузии.

Не смотря не обструкцию, устроенную мировой общественностью беззаконию в Молдове, центральные власти в Кишиневе, похоже, не собираются отступать. СИБ, по специальному указанию сверху, уже изготовил бюллетени для референдума в Гагаузии (самопровозглашенный ЦИК Автономии, кстати, даже и не видел их, не говоря о том, что по закону обязан утверждать образцы бюллетеней). Можно предположить, что уже отпечатаны окончательные варианты соответствующих юридических документов, закрепляющих итоги еще не проведенного референдума. Фантазировать по поводу итогов, думаю, не стоит, и так все понятно, когда за это берется СИБ…

Перефразируя известное, однако, “слухи о проведенном референдуме и его итогах сильно преувеличены”. Как бы Г. Молла, шеф местной охранки , не стал следующим, вслед за МИД РМ, козлом отпущения…

По крайней мере руководство Автономии решило не няньчиться с нарушителями законов, переводя ими (нарушителями законов) содеянное в русло Уголовного кодекса, который следует чтить:

 

Депутатам Народного

Собрания Гагаузии

Примарам и советникам

Населенных пунктов Гагаузии

Прокурору Гагаузии

Г-ну Лейчу Г.Г.

В настоящее время группа депутатов Народного Собрания Гагаузии в нарушение ст.55 Уложения (Основного закона) Гагаузии и статей 10 и 11 Регламента Народного Собрания Гагаузии, присвоив себе незаконно властные полномочия, дезорганизуют работу государственных органов власти и Управления. Некоторые местные советы под влиянием и нажимов депутатов Парламента Республики Молдова от мажоритарной фракции ПКРМ принимают решения об образовании окружных избирательных советов и об открытии избирательных участков по проведению референдума Гагаузии, чем превышают свои полномочия, определенные законодательством Гагаузии.

Председатель и секретарь Центральной избирательной комиссии Гагаузии Петров И.И. и Ганя Л.Ф., вместе с другими членами ЦИК Гагаузии, образованной Постановлением Народного Собрания Гагаузии №202-ХХII/II от 12 октября 2001 года для проведения выборов депутата Народного Собрания по избирательному округу №6 города Чадыр-Лунга, советников сельского совета села Кириет-Лунга и примара села Казаклия, необоснованно присвоили себе полномочия Центральной избирательной комиссии Гагаузии по проведению референдума Гагаузии. Полномочия ЦИК Гагаузии, образованной вышеуказанным Постановлением Народного Собрания Гагаузии, истекли после проведения выборов в городе Чадыр-Лунга, селах Кириет-Лунга и Казаклия 18.02.2002 года.

Ни одного Постановления Народного Собрания Гагаузии по отстранению Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности и назначению даты проведения референдума по отстранению от должности Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности не опубликовано в “Бюллетене официальных документов Гагаузии”, как того требует Закон Гагаузии “О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов” №33- ХХII/I от 11.09.1998 г.

Кроме того, часть 3 статьи 70 Уложения (Основного закона) Гагаузии (Гагауз Ери) определяет, что порядок проведения референдума по отстранению Главы (Башкана) Гагаузии от занимаемой должности устанавливается местным законом. В законе АТО Гагаузия “О референдуме” №47-ХLII/I от 19 мая1999 года не определен порядок проведения подобного референдума, следовательно, без выполнения требований части 3 статьи 70 Уложения (Основного закона) Гагаузии референдум по данному вопросу проводить невозможно.

Данные незаконные и антиконституционные действия части депутатов Народного Собрания Гагаузии, советников местных Советов и некоторых примаров Гагаузии продолжают нагнетать и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Гагаузии, что квалифицируется Уголовным кодексом Республики Молдова как преступление против порядка управления.

В соответствии с вышеизложенным, обращаем внимание депутатов Народного Собрания Гагаузии, примаров и советников населенных пунктов Гагаузии на необходимость строгого соблюдения законов – основы существования и дальнейшего развития нашей Автономии.

Прокурору Гагаузии Лейчу Г.Г., в соответствии с его полномочиями, пресекать любые попытки нарушения постановлений Башкана Гагаузии №4 от 17 февраля 2002 года и №5 от 18 февраля 2002 года, разъясняя всем руководителям органов государственной власти и управления, государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений и организаций, что ст.2031 Уголовного Кодекса Республики Молдова предписывает, что действия лиц, активно препятствующих выполнению требований Конституции республики Молдова и других законов Республики Молдова (в данном случае – Закона Республики Молдова “Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”) путем открытого гражданского неповиновения, а равно подстрекающие других лиц к таким действиям, образуют состав преступления и влекут за собой уголовную ответственность.

Глава (Башкан) Председатель Народного

Гагаузии (Гагауз Ери) Собрания Гагаузии

Д.В. Кройтор М.В. Кендигелян

Если те из депутатской группы Кристиогло, кто осознал всю степень своего позора и национального предательства, захочет найти утешение в покаянии, то им следует знать и позицию местной Православной Церкви:

“За Святую Троицу и Пресвятую Богородицу”

КИРСОВСКИЙ ЛИСТОК

№ 12

ПРАВДА БАШКЮЮ

Издание православного крестового братства св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Гагауз Ери)

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ТАК ПОПУСТИЛ БОГ

Гагаузия: республика? территория? резервация? Нет, братья, - сожительница! Прискорбно звучит, но это факт и вот почему. В конце 1994 года Гагаузия вошла в незаконный брак с РМ, на основе “особого правового статуса”. Она поспешно и добровольно, поверив данному “особому статусу”, не имеющему под собою законную силу, отдала свою честь на поругание официальному Кишиневу. С потерей своего достоинства Гагаузия потеряла к себе уважение не только врагов, но и друзей. И не удивительно теперь, почему она подвергается таким надругательствам со стороны Кишинева. Он знает, что Гагаузия стала бесправной по своей наивности и глупости и этим пользуется до сих пор. Отсюда проявляется вся та “кишиневская любовь” к южному региону. Кишинев прекрасно понимает, что никаких прав у Гагаузии нет, ибо какие права могут быть у незаконной жены, которая сама себя, без насилия, поставила вне закона. В этом вся суть кишиневской политики по отношению к Гагаузии.

В чем, собственно, незаконный поступок Гагаузии? Наш регион не голосовал за основной закон РМ, то бишь – Конституцию, а, значит, ровным счетом, с ней ничего общего не имеет, как и сама Конституция РМ к Гагаузии. Так попустил Бог. Если это является историческим фактом, то о каких изменениях и дополнениях и, вообще, о каком особом статусе, Уложении и автономии может идти речь? Как можно отстаивать свои права в том обществе, в котором до тебя все порешили и определили правила игры? В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Решил подвизаться в этом монастыре, будь добр – прими его устав без претензий, рекомендаций и всяких отговорок. Поэтому, в принципе, позиция Кишинева – понятна. Захотел – дал, захотел – отобрал. Право хозяина и против него не пойдешь. Он по-своему прав. Если сей город и достоин осуждения, то только за жестокосердие и высокомерие свое, неспособность к снисхождению и милосердию. В этом вся проблема во взаимоотношениях между двумя сторонами на современном этапе. Вопрос следует поставить иначе: имеет ли законную силу власть РМ в Гагаузии (Гагауз Ери)? Судя по контексту выше, - нет! Хотя, конечно, де-факто, ее власть все равно распространяется, но только по недомыслию самой Гагаузии. Образовался правовой тупик, в который вольно или невольно загнали Гагаузию. Что в этой безвыходной ситуации может предпринять Гагаузия? Либо порвать все отношения с РМ, вернуться к исходной позиции и крепко подумать, – как жить дальше? А подумать есть о чем. Либо заново зарегистрировать эти отношения посредством, допустим, референдума в Гагаузии о признании Конституции РМ основным и своим законом со всеми, конечно, изменениями и поправками (вопрос как никак носит стратегический характер и келейно решаться не может). Только в этом случае все будет по уму и законно, а Гагаузия – составной частью РМ.

Но возможно ли это? Этот правовой тупик уже, пожалуй, не разрешить правовыми методами. Любой закон обратной силы не имеет. Он может быть только в корне изменен и только тем, кем утвержден, либо заменен посторонней силой. Кишинев свой основной закон не изменит и не даст кому-либо это сделать. Но и Комрат уже не тот. Поэтому, учитывая все эти обстоятельства, видится только один подход в разрешении данной проблемы (и не только этой проблемы), который, ради мира и любви, должен быть совершенно иным, отличным от всех других. А именно: быть рассмотренным и разрешенным только освещенным соборным образом, с привлечением четырех сторон – Комрата, Кишинева, Тирасполя и молдавской Церкви, без посторонней помощи извне. На Соборе, как отправной точкой последующих событий, будет дана духовно-церковная и христианско-юридическая оценка происходящих событий на Бессарабской земле. Положение нельзя доводить до крайности, если же иначе – война и НАТО. Данная тема требует совершенно отдельного разговора.

Редакция листка.

Завтра, 21 февраля, пройдет Съезд представителей общественности Гагаузии, который в полный голос объявит всем волю народа (даже тем, кто не слышал или не хотел слышать). Его резолюция будет: “Референдуму – НЕТ!” Не сомневайтесь! Другого не дано. Гагаузский народ уже неоднократно доказывал, что он не игрушка в грязных играх политиков.

Георгий Кара.

Сайт управляется системой uCoz